(30.07.1924—13.04.1985)
Г. А. Корепанов ― основоположник национальной профессиональной музыки
Интерес к музыке у Германа Афанасьевича появился ещё в детстве, когда он слушал игру отца на балалайке. Мальчик освоил этот инструмент по самоучителю, затем научился играть на гитаре. Позже появилось желание импровизировать, сочинять музыку. Герман поступил обучаться по классу фортепиано в Дом художественного воспитания детей. Его педагог порекомендовала ему сочинять мелодии.
После школы, в 1942 году, начал работать диспетчером на Механическом заводе. Окончил Ленинградское Краснознамённое артиллерийское училище, служил в армии, параллельно занимался музыкой. Стал дирижёром духового оркестра воинского подразделения, играл на мандолине, импровизировал. В тот период появляются первые композиторские опыты ― марши и вальсы для духовых оркестров.
После службы получил музыкальное образование в Ижевском музыкальном училище. Одновременно работал хористом, затем хормейстером хора Удмуртского радио. Тогда появились первые песни. В 1949 году был принят на теоретико-композиторский факультет в класс профессора Н. Литинского. Не завершив консерваторский курс, вернулся в хор для продолжения работы.
Талант Германа Корепанова первоначально раскрылся в песенном творчестве. Его первые сочинения: «Мон тодам ваисько», «Тупаса улон понна», «Паймод, эке», «Зарни нянь», «Мон тодам ваисько» ― более 60 лет были в репертуаре хора Удмуртского радио. Работа над произведениями песенного жанра сблизила его со многими литераторами Удмуртии. Творческое содружество с поэтом Гаем Сабитовым способствовало появлению гражданских песен, песен о родном крае. Значительное влияние оказало творчество Степана Широбокова, стихи которого удивили композитора своей музыкальностью. Наиболее популярные: «Милям осконмы», «Родной Кам шурмы», «Егитъёслэн кырӟанзы». «Родной Кам шурмы» написана в 1952 году и сразу стала популярной. В 1990-е гг., через 40 лет после создания, песня пережила своё второе рождение и зазвучала в обработке сына композитора, Александра Корепанова, уже в качестве гимна Удмуртской Республики.
Кроме песенного искусства, принёсшего Герману Корепанову большую известность, композитор в послевоенные годы успешно работал над театральной музыкой. Написал музыку к драматическим спектаклям: «Пӧртмаськись туш» (1948), «Меӵ яр дурын» (1954) по пьесам В. Садовникова, «Тулкымъяське лыз зарезь» (1950) В. Садовникова, М. Тронина, «Вормон вамыш» (1951) М. Петрова, «Кионлэн аслаз сюресэз» (1960) С. Широбокова, «Тулыс зор» (1961) Е. Загребина и др.
В 1961 году Герман Корепанов принят в Союз композиторов СССР. В 1962–1973 гг. ― член правления Союза композиторов РСФСР.
Центральным событием его творчества этого периода было создание первой в истории национального искусства оперы «Наталь».
Обладая опытом работы в области песенной хоровой музыки, композитор постарался учесть при выборе сюжета для оперы историю удмуртского народа, быт удмуртской деревни и создать коллективный образ народа, выделить драматизм главного героя.
Премьера оперы состоялась 21 января 1961 г., она получила отклики в местной прессе, московских журналах «Театральная жизнь», «Музыкальная жизнь». Композиторы А. Хачатурян и Т. Хренников. отметили «исключительную мелодичность оперы, композиторскую технику и национальный колорит». А. Хачатурян сказал: «Корепанов ― талантливый, ясно и глубоко мыслящий композитор… автор не просто цитирует народные мелодии, а использует их для обогащения своей фантазии, для построения больших музыкальных сцен». Дирижёр Г. Бехтерев отметил: «Мне как дирижёру, хорошо изучившему партитуру, хочется сказать, что “Наталь” ― талантливое произведение. О подлинном симфонизме оперы убедительно говорят насыщенная драматизмом партия оркестра, хорошо развитые вокальные партии, богатство музыкального языка (разнообразие ритмов, обилие красок)».
«Наталь» принесла композитору всеобщее признание, популярность, уверенность в творческих силах. Уже в 60-е гг. опера стала настолько популярна, что хоровые сцены, арии, дуэты из неё вошли в репертуар удмуртских исполнителей.
В 1964 году Герман Афанасьевич завершил свою Первую симфонию Ре мажор. В истории музыкальной культуры Удмуртии это был первый опыт освоения такого крупного жанра классической инструментальной музыки. Лирико-драматический характер произведения обусловлен замыслом композитора показать сложный мир современника, пережившего Великую Отечественную войну, и свои собственные переживания и испытания периода несправедливых гонений на интеллигенцию (отец композитора был репрессирован и погиб в ссылке). Как отмечает лектор-музыковед Куйбышевской филармонии Е. Цветова, «три части произведения ― три главы повести о поколении, история жизни которого совпала с историей Советской страны». Драматургия Первой симфонии отличается сложностью, контрастными сопоставлениями, конкретной образностью. Музыковед Ю. Л. Толкач пишет о симфонии: «Первая удмуртская симфония Корепанова сразу знаменовала своим появлением зрелость профессионального музыкального искусства, отличаясь глубиной замысла, изумительной красотой тематизма, напряженностью развития и глубоким своеобразием».
В 1970-е гг. А. Корепанов вновь возвращается к хормейстерской работе, занимается хором Удмуртского радио и телевидения, пишет произведения для хора, фортепиано, музыку для «Балетной сюиты». Создаёт песни на стихи О. Поскрёбышева, Г. Ходырева. Образная система, характер подачи материала, музыкальный язык композитора меняются, но основа основ ― мелодия, привязанная к народной, остается.
Корепанову принадлежат первые в удмуртской музыке образцы инструментальных миниатюр, он автор первой удмуртской фортепианной сонаты, родоначальник удмуртского романса, кроме того, композитор много времени уделяет музыке для детей. В хоровом жанре лучшие произведения отличаются развёрнутостью формы, богатством фактуры, внесением черт симфонического развития (хоры a cappella «Сӥзьыл кырӟан», «Дан тыныд, солдат!», «Нунал мед луоз шундыё», кантата «Ӟечкылан», сюита для хора, оркестра, солистов и чтеца «Асьмелэн егит дырмы», романсы «Ӝыт садын», «На холмах Грузии»).
В 80-е гг. музыка Германа Корепанова звучала уже не только в республике, но и на Днях литературы и искусства в Государственном центральном концертном зале в Москве, на фестивале музыки композиторов автономных республик Поволжья и Приуралья в Уфе, на концертах VI Пленума Союза композиторов Удмуртии.
В 1980 году в Ижевске поставлена вторая опера композитора (в соавторстве сыном Александром) – «Мятеж». Либретто оперы, с использованием поэтических строк Олега Поскрёбышева, привлекает достоверностью, живым ощущением эпохи. Сюжет связан с событиями Гражданской войны на территории Удмуртии.
Последнее крупное сочинение композитора Г. А. Корепанова ― Вторая симфония. Музыка и здесь отличается редкой мелодической красотой, её основополагающая черта ― глубокий проникновенный лиризм. Музыкальный язык композитора органично впитал особенности удмуртского фольклора. И не случайно многие мелодии, созданные им, воспринимаются как народные. Певец А. Ведерников так отозвался о симфонии: «Какое удивительно яркое и емкое произведение, насквозь пронизанное интонациями удмуртской песенности! При кажущейся простоте изложения в симфонии заложено богатое и глубокое содержание».
В операх, симфониях, романсах и песнях Германа Афанасьевича Корепанова воплотился музыкальный образ Удмуртии, он передал нечто сокровенное, связанное и с особенностями национального характера, и с неброской красотой приуральского края. Будущее нашей национальной музыкальной культуры он видел в синтезе глубинных черт удмуртского фольклора с творческим осмыслением достижений русской и мировой классики, в освоении богатства музыкальных жанров.
Деятельная натура Германа Афанасьевича не замыкалась на композиторском творчестве. Он был председателем хорового общества Удмуртии, членом правления Союза композиторов России. Много внимания уделял работе с самодеятельными композиторами. Ему принадлежат многочисленные статьи и рецензии, отличающиеся глубиной мысли и яркими литературными достоинствами. Германа Афанасьевича всегда отличало внимание к окружающим людям, заинтересованное отношение к событиям в жизни республики, страны. Все, знавшие его, отмечали чуткость и деликатность Германа Афанасьевича. Ему были характерны высокая ответственность, профессионализм, внимательность и порядочность в любом вопросе.
Г.А. Корепанов был удостоен званий заслуженного деятеля искусств Удмуртской АССР (1957) и РСФСР (1958), стал одним из первых лауреатов Государственной премии Удмуртской АССР за оперу «Наталь», первую удмуртскую симфонию и песни «Дано лу, партия!» («Да здравствует, партия!»), «Зарни нянь» («Золотой хлеб»), «Сӥзьыл кырӟан» («Осенняя песня»), «Мы ― железный народ».
За плодотворную творческую и общественную деятельность отмечен орденом Ленина (1971), орденом «Знак Почёта». За участие в войне с Японией награждён медалью «За победу над Японией», орденом Отечественной войны II степени.
В 2015 году на фасаде дома № 15 по ул. Советской установлена мемориальная доска. Имя композитора носит Детская школа искусств № 1 города Ижевска.
Голубкова А. Н. Творческий путь удмуртского композитора Германа Корепанова в контексте региональной культуры Удмуртии XXI века : учебное пособие / А. Н. Голубкова, А. Г. Корепанов. – Ижевск, 2008. – 138 с.
Голубкова А. Н. Музыкальная культура Удмуртии: учебное пособие / А. Н. Голубкова, Р. А. Чуракова. – Ижевск: Удмуртский университет, 2004. – 348 с.
Многонациональная сценическая культура Удмуртии : энциклопедический справочник. – Ижевск : Монпоражён, 2014. – С. 116–117, 159–161, 193–196.
Удмуртская Республика : энциклопедия. – Ижевск: Удмуртия, 2008. – C. 436.
Я тебя вспоминаю = Мон тодам ваисько : воспоминания современников о выдающемся удмуртском композиторе Германе Афанасьевиче Корепанове (1924–1985) / [составители: А. Н. Голубкова, А. Г. Корепанов ; редактор А. Г. Кириллова]. – Ижевск : Институт компьютерных исследований, 2014.
Закон о праздничных днях и памятных датах Удмуртской Республики от 14 декабря 2020 г. № 81-РЗ.