Строительство трассы началось в январе 1942 г. по решению Государственного комитета обороны. Рабочее движение открыто 27 января 1943 г., 13 января 1944 г. дорога принята во временную, а с 1 марта 1945 г. в постоянную эксплуатацию. Это была всенародная стройка.
Ежедневно на трассе трудились до 24 тыс. пеших и 7,5 тыс. конных колхозников из 29 районов республики, которые в основном вручную выкопали свыше 3 млн куб. м земли, произвели вырубку леса на 95 км трассы и обеспечили внутритранспортные перевозки грузов. Самым трудным участком стройки был Кекоранский. В отдельных местах высота насыпи достигала 22 м, глубина выемки — 18 м. Для обеспечения строительства железной дороги необходимыми материалами на местных заводах было изготовлено 308 т сортового металла и поковок, 286 т костылей, заготовлено и вывезено 26 тыс. куб. м лесоматериалов.
За самоотверженный труд на строительстве железной дороги награждены орденом Ленина 8 человек, Трудового Красного Знамени — 25, «Знак Почёта» — 45, медалями «За трудовую доблесть» — 48, «За трудовое отличие» — 55 человек.
Удмуртская Республика : энциклопедия. – Ижевск, 2008. – C. 349–350.
Фото: https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/e/ec/%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F%D0%BC_%D0%B6.%D0%B4._%D0%BF%D1%83%D1%82%D0%B8_%D0%98%D0%B6%D0%B5%D0%B2%D1%81%D0%BA-%D0%91%D0%B0%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%B8%D0%BD%D0%BE_%D0%BF%D0%BE%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%89%D0%B0%D0%B5%D1%82%D1%81%D1%8F._03.jpg